Организация социально-психологической работы с воспитанниками
ЦЕЛЬ: Содействие психическому и личностному развитию детей и подростков, воспитывающихся в центре помощи детям, с учётом их основных особенностей, коррекция имеющихся у воспитанников трудностей и формирование навыков социальной адаптации.
ЗАДАЧИ:
1. Диагностировать и проводить коррекцию познавательных процессов и межличностных отношений воспитанников в условиях разновозрастного детско-подросткового коллектива, определять потенциальные возможности ребенка.
2. Проводить работу по снятию агрессии у воспитанников и воспитывать у них чувство толерантности.
3. Проводить игровые, тренинговые коррекционно-развивающие занятия. Организовать работу групп по направлениям.
4.Содействовать организации совместной работы педагогического коллектива детского дома по профилактике, предупреждению и разрешению психолого-педагогических трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
5. Поддерживать связь коллектива детского дома с внешним социумом - волонтерскими студенческими отрядами, сотрудничество с представителями учреждений социокультурного направления.
5. Проводить работу по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников разных возрастных групп, участвовать в разработке планов индивидуального развития ребенка.
6. Организовать индивидуальные коррекционные занятия с воспитанниками.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
- Организационно-методическая работа
- Диагностическая работа
- Коррекционно-развивающая
- Психопрофилактическая
- Просветительская
Программа
по работе с воспитанниками «группы риска»
Цели и задачи:
- формирование здорового образа жизни и социально приемлемых поведенческих стратегий;
- развитие положительных личностных ресурсов подростков;
- профилактика вредных привычек (употребления ПАВ, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
- профилактика правонарушений;
- профилактика самовольных уходов;
- психокоррекция;
- пропаганда здорового образа жизни;
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работу;
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- формирование личной и социальной компетентности у детей, развитие у них позитивного отношения к себе и к окружающему обществу;
- развитие чувства самоуважения, способности критически мыслить, чувства ответственности.
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники).
Профилактика правонарушений
- Организованное свободное время
- Беседы по факту
- Часы узких специалистов
- Занятия по правовому воспитанию
- Индивидуальная работа
- Кинофильмы и презентации «Вредные привычки»
- Обращение к уполномоченному по правам ребёнка
- Выступления с информацией об ответственности за правонарушения.
- Организация взаимодействия со студентами-волонтёрами
- Организация летнего отдыха
- Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы
- Работа Совета профилактики
- Работа детского самоуправления
Контроль
- Индивидуальные карточки сопровождения
- Контроль местонахождения и занятости подростка в свободное (вечернее) время
- Совместная работа с инспектором ПДН и уполномоченным по правам ребёнка
- Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
- Проверка занятости после уроков
- Совещания при директоре
- Административные совещания
- Методические семинары
Психологическое сопровождение
- Коррекционные занятия
- Индивидуальные консультации
- Психолого-диагностическое обследование.
Организация педагогической помощи
- Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».
- Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
- Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности подростка, его достижений. Поощрение положительных изменений.
- Наставническая форма взаимодействия воспитанника с воспитателем.
Организация медицинской помощи
- Проведение систематического диспансерного осмотра врачами «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
- Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, т.д.
- Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
- Половое просвещение «трудных» подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
- Изучение психологического своеобразия «трудных» подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
- Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
- Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
- Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания
Организация свободного времени учащихся
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. С другой стороны, наблюдается неумение «трудного» рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
- Изучение интересов и способностей детей.
- Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
- Занятия спортом.
- Изучение участия трудных подростков в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
- Поощрение любых видов художественного и технического творчества и участие их в домашних, досуговых мероприятиях.
Мероприятия по работе с детьми асоциального поведения:
- Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.
- Ведение картотеки этих детей.
- Встречи с работниками ПДН.
- Правовое просвещение подростков.
- Разработка и применение памяток поведения в группе, школе и среди сверстников.
- Совет по профилактике правонарушений при директоре детского дома.
- Педагогические советы.
- Психологические консультации для детей и воспитателей.
- Организация психолого-педагогических консилиумов.
- Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).
- Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения.
- Организация индивидуального наставничества (социальный педагог, старшие воспитанники).
- Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции.
Ожидаемый результат: снижение правонарушений, самовольных уходов воспитанников группы риска, употребления ими алкоголя, табака, ПАВ.